суббота, 17 августа 2013 г.

С миру по нитке

С миру по нитке

                     Добрый день, постоянные читатели блога, несмотря на трудности в организации настольных посиделок мы все же регулярно собираемся разными составами, появляются новые люди, играются новые стратегии (сценарии) и писать об очередной партии в 7Wonders или Эволюцию я думаю не стоит.
                        Поэтому я хочу рассказать о новой для меня игре, возможно новой и для Вас, и даже неизвестно сможет ли кто-нибудь из нас когда-нибудь сыграть в Нее. Толпы профессоров археологии пишут статьи об очередном Таблуте или найденой в грунте Исландии очередной подозрительной шахматной доской, а я вот расскажу об игре, в которую играет Япония, проводятся ежегодные чемпионаты между школами и индивидуальные турниры.
                          Честно признаюсь натолкнул меня на исследования просмотр спортивного аниме "Яркая Чихая" (очень позитивный мульт)
, в котором как раз показывается спортивный вариант Каруты под названием Кёги-карута. Сама Карута представляет из себя карты со стихами Ста поэтов, а уже правила игры превращают поэзию древней Японии в настольную игру.
                                                        Торифуда                  Йомифуда

                               Вот что написал в своей книге "Японские логические игры" (кстати у меня есть :-) ) Александр Михайлович Носовский:

 Японская игра карута требует незаурядной памяти, тренирует внимание и повышает интеллектуальный уровень участников.

Немного истории

Простейший вариант каруты широко известен среди японцев под названием «хякунин иссю» и является одним из популярнейших развлечений в новогодние праздники.
Однако эта игра имеет древнюю историю. В Японии широко известна книга «Сто стихотворений ста поэтов» («Огура Иссю Хякунин»). Еще при дворе императора Маруками (951) был учрежден пост увака-дороку. В середине января каждого года проходили поэтические турниры Утакай Хадзимэ.
Все песни и стихи имеют один поэтический размер увака-танка, в котором 31 иероглиф располагается в виде столбцов из 5-7-5-7-7 иероглифов. Во времена правления сёгуната (1600-1868) поэтический турнир Утакай Хадзимэ и игра ута-карута были запрещены. После восстановления власти императора в 1868 году поэтические турниры возобновились и существуют поныне.
Первым пожизненным мэйдзином по рэндзю был Гораки Токояма, владелец газеты Йорозу-чо-хо, который в 1904 году под псевдонимом Куроива Руико разработал правила игры кюоги-карута, которые применяются и сейчас. По всей Японии регулярно проводятся соревнования в этой игре. Существует коммерческая лига и более 50 лучших игроков А-класса ежегодно с 1955 года разыгрывают титул мэйдзина по кюоги-карута и призы.
Знать наизусть стихи книги «Огура Иссю Хякунин» должен каждый японец, считающий себя образованным. В древности стихи наносились на две части жемчужной раковины - хамагури, а теперь используются специальные карточки (200 штук), на ста из которых содежатся стихи первой части танки (Йомифуда), а на ста других - два последних столбца иероглифов стихов (Торифуда). Игрок, услышав первую часть танки, должен первым успеть назвать поэта и прочесть продолжение, указав местоположение карточки.

Кюоги-карута

Игроки берут из колоды по 25 карт с окончаниями стихов. И располагают их по своему усмотрению в своем лагере, называемом дзидзин, в три ряда, стихами вверх. Оба игрока видят свои карты и карты соперника в течение всей игры. Ближний ряд к игроку называется гёдан, средний - тюдан, а дальний - дзёдан. Лагерь противника называется такедзин.
В течение 15 минут оба игрока запоминают свои и чужие карты, и их расположение.
Ведущий (йомитэ) начинает читать строки танки 5-7-5 любой из всех ста карточек по своему выбору. Если игрок, у которого находится карточка с окончанием стиха, назовет автора и прочитает окончание, указав, где находится карта, то эта карточка убирается со стола. Если соперник успевает сделать это раньше, то карточка убирается, а ответивший передает одну из своих карточек в лагерь соперника.
Если прочитан посторонний стих, которого нет среди играющих 50 стихов, участник обязан промолчать, но при этом он не обязан соблюдать тишину. Если он ошибётся, сделав отэцуки, или при этом укажет неверное расположение карты соперника или своей, то ему будет добавлена одна карта из лагеря соперника.
Если оба игрока одновременно назвали правильный ответ, предпочтение отдается тому, в чьем лагере находится соответствующая карточка.
Роль судьи в спорных ситуациях немного отличается от роли судьи в европейском понимании. Судья, наблюдающий за партией (обычно это йомитэ), может назвать того, кто был, на его взгляд, быстрее, но только в случае, если оба игрока не пришли к обоюдному решению и обратились к его мнению. Если игроки договорились, но приняли по мнению судьи неверное решение, но мнения судьи не запрашивали, то он обязан не вмешиваться.
Выигрывает тот, у кого первым не останется ни одной карты.

Ута-карута

Хотя каруту принято считать логической игрой, полезной для тренировки памяти и внимания, долгие годы запрета в Японии азартных игр породили варианты игры, использующие азартную натуру человека. Сейчас эти варианты каруты мало популярны в Японии. Правила подобных игр представляют нечто среднее между карутой и ханафудой. Известен вариант игры для четырех человек, называемый ута-карута.
Все стихи раздаются четырем игрокам, каждому по 25 карт со второй частью поэм-танка. Ведущий начинает читать начало стиха, а четыре игрока должны продолжить его в соответствии с очередью хода. Если игрок, у которого была карта с окончанием стиха, ответил первым и правильно, то эта карта выбывает из игры. Если этот игрок не успел ответить или ошибся, другой игрок может ответить вместо него. В этом случае ответивший игрок отдает команде, не ответившей на вопрос, две карточки с трудными, на его взгляд, танками. Сыгранная карточка выбывает из игры.
Кроме того, часть карт имеет повышенную значимость и называется жемчужной: так стих ута под номером 12, автором которого является монах Хэнзо, имеет стоимость 20 карт. Высокую стоимость имеют песни под номерами 22 (автор Фуньяно Ясухида) и 97 (Фудзивара-но Садаи) - 15 карт.
Это значит, что при правильном ответе игроком продолжения жемчужной танки, он имеет право скинуть соседу слева количество карт, соответствующее ее стоимости.
Кроме вышеописанных правил, в начале игры каждый игрок помещает по одной карте в прикуп, размещая ее на специальном месте. Такая карта называется Якуфара. После оглашения первых строк данной танки и в случае правильного ответа, игрок имеет право сбросить сразу 10 карт.
Выигрывает тот, у кого первым не останется карт.


Но нас конечно же интересует более всего спортивный вариант каруты, вот что пишут на отличном сайте http://japancards.ru/ :

Ниже описаны подробные правила кёги-каруты — спортивной каруты (競技かるた - Kyogi Karuta). Эта версия игры наиболее строгая и сложная, однако именно она используется во всех официальных соревнованиях, в том числе и на присуждение спортивных разрядов (кю и данов), в нее же играют герои аниме Яркая Чихая. Помимо деления на кю и даны в каруте есть и более крупное деление по уровню игры на классы, которое нехарактерно для традиционных японских спортивных игр. Поэтому приведем его здесь:
  • A-класс — 4-е даны и выше.
  • B-класс — 2-й и 3-й даны.
  • C-класс — 1й дан.
  • D-класс — старшие кю.
  • E-класс — младшие кю.
Текст далее является переводом английской версии правил, взятых на сайте: http://karuta.game.coocan.jp/download.html (курсивом в скобках будут даваться примечания переводчика и редактора).
Содержание
2. Правила посадки и взятия карт
3. Как запомнить карты
4. Хорошие манеры
5. Правила поведения для зрителей
6. Словарик
7. Список поэм в порядке кимари-дзи
8. Список поэм в порядке симо-но-ку
Предисловие (данная часть существенно отличается в разных языковых версиях брошюры)
Эта брошюра предназначена для начинающих игроков в кёги-каруту и для тех, кто услышал об этой игре впервые. В ней представлены основные правила спортивной каруты.
Кёги-карута — это игра один на один, в которой используются 100 карт торифуды (игровых карт) с написанными на них стихами сборника Огура Хякунин Иссю.
Цель игры — избавиться от карт на своей территории быстрее противника. Побеждает тот игрок, на чьей территории не остается карт.
На взятие карт профессиональные игроки должны тратить не более 0,01 секунды, и потому кёги-каруту иногда называют “битвой на татами”. Несмотря на это, в нее могут играть абсолютно все — мужчины и женщины, взрослые и дети.
(скорее всего, 0,01 секунды — это опечатка или умышленное приукрашивание, гораздо более реалистичная цифра — 0,1 секунды).
1. Правила кёги-каруты
I . Подготовка к игре
Поклон перед началом игры
1. Сядьте друг напротив друга с двух сторон от карт. Поклонитесь и произнесите «Йоросику онегаи симасу», что означает «Хорошей игры».
2. Перемешивание карт
2. Положите все 100 карт на татами рубашкой вверх и хорошо перемешайте обеими руками. Затем каждый игрок должен выбрать по 25 карт, при этом смотреть на их лицевую сторону запрещено.

Раскладывание карт
3. Переверните мотифуда (свою часть карт) и разложите их на татами перед собой в три ряда (три карты временно кладут в центр, чтобы с их помощью выравнять остальные).
4. Запоминание карт
4. В течение 15 минут постарайтесь запомнить расположение своих карт и карт противника. По истечении 13 минут игроки могут потренироваться дотягиваться до карт, однако дотрагиваться до них запрещено.

5. Второй поклон перед игрой
5. Поклонитесь друг другу со словами “Йоросику онегаи симасу”, затем поклонитесь чтецу (при поклоне сначала повернитесь всем телом к противнику, затем всем телом к чтецу).
Схема размещения карт на игровом поле:
Расположение карт на поле
(Вы можете выкладывать карты практически как угодно, но хотя бы по одной карте в каждом ряду как слева, так и справа должны быть, кроме того, нельзя класть карты в нижний ряд прямо перед собой на «свободное место»)
 II. Ход игры
Зачитывание карты1. Чтец зачитывает поэму, которая не входит в Огура Хякунин Иссю. Эта поэма называется йока, т.е. введение к игре. Затем чтец повторяет вторую половину йока и после секундной паузы начинает читать первую половину поэмы со взятой случайным образом ёмифуды.


2. Если дефуда (соответствующая зачитываемой карта) находится на одной из территорий, игроки стараются как можно быстрее ее захватить. Карту можно взять двумя способами: либо дотронуться до верной карты, либо выбить ее вместе с соседними картами с игровой территории. Если же нужной карты нет на территории, следует дождаться зачитывания следующей карты. (50 карт, которые не используются в конкретной игре, называются карафуда)
Нахождение карты
Нахождение карты...
Захват карт
...и захват карты










3. Игрок, взявший карту, кладет ее рядом с собой рубашкой вниз. Если карта находилась на его территории, количество карт на ней уменьшается на одну. Если же карта находилась на территории противника, игрок отдает тому любую карту со своей территории, а противник, в свою очередь, выбирает, в какой ряд ее положить. Таким образом, число карт противника остается неизменным.

4. Следующая карта будет зачитана после того, как все сместившиеся с территории карты будут положены на место. Игрок, поправляющий карты на поле, должен держать поднятой руку, давая чтецу знак подождать.
Когда игроки готовы продолжать, чтец зачитывает вторую половину предшествующей поэмы и затем, после секундной паузы, — первую половину новой поэмы.
Пока рука поднята, чтец будет вас ждать и не начнет новую карту.
Пока рука поднята, чтец будет вас ждать и не начнет новую карту.





5. Шаги 2-4 повторяются до тех пор, пока на дзин (территории) одного из игроков не останется карт, после чего этот игрок объявляется победителем. Затем противники вновь кланяются друг другу и затем чтецу. После этого игра считается оконченной.
Примечание: победителем не обязательно становится игрок, взявший больше карт, чем противник. Если игрок совершает большое число фолов (см. ниже), то, даже взяв много карт, он может проиграть.
Не забудьте про поклон после игры!
Не забудьте про поклон после игры!


















III. Фолы (отэцуки)
Если игрок дотрагивается до карты, которая находится не на той территории, на которой лежит зачитываемая карта, это считается фолом (отэцуки). В качестве штрафа игрок получает одну карту с территории противника.
Если игрок берет карту не той рукой, которую он использует для игры, это считается не фолом, а негрубым нарушением. Карта считается взятой противником.

А вот это пара видеороликов, на одном из них по-моему фрагмент реального поединка за звание королевы и мэйдзина, а на другом очень качественно расписанная схватка профессионалов с четкими пометками в ходе матча и счетчиком очков:





Вот такая вот оригинальная игра, вряд ли имеющая аналоги в мире, при этом трудная для освоения иностранцами. Русские пытались сделать своих сто поэтов, но схема игры при этом теряется.

До новых статей и обзоров!!!

Комментариев нет:

Отправить комментарий